Креативные индустрии как драйвер развития отечественной экономики и улучшения качества жизни людей

18.11.2025

 

Креативные индустрии как драйвер развития отечественной экономики и улучшения качества жизни людей

 

Экспертный доклад АНО «Национальные приоритеты»

 

Креативные индустрии за последние годы прошли длинный путь институализации и стали драйвером развития территорий и человеческого капитала, цифровой трансформации, формирования национальной и локальной идентичности, улучшения качества жизни людей и одним из ключевых факторов экономического развития страны. Какие дефициты сегодня существуют в креативных индустриях, какие барьеры препятствуют дальнейшему развитию и как их преодолеть – на эти вопросы в экспертном докладе отвечали 25 экспертов, представители государственных органов, бизнеса, фондов, институтов развития, научных центров и общественных структур.

 

Развитие креативных индустрий способствует реализации ключевых национальных целей. Достижение каждой из них в той или иной степени связано с креативными направлениями, и в условиях экономики XXI века такая гибридность будет только усиливаться.

 

Драйверы развития: как креативные индустрии стали важной частью социально-экономических процессов

За последние годы государство и частные структуры создали систему федеральных и региональных мер поддержки КИ. На ее основе действует базовая инфраструктура – основа для достройки отдельных элементов. Совокупность мер и инструментов позволяют креативным индустриям поддерживать высокий темп развития. Среди них:

❖ законодательная поддержка – формирование нормативной базы, закрепление институализации;❖ институциональная поддержка – создание отраслевых программ поддержки, фондов, образовательных площадок и центров разработки;❖ инфраструктурная поддержка – проекты формирования условий развития и поддержки спроса на продукты КИ;❖ инвестиции бизнеса – программы крупного индустриального бизнеса по поддержке КИ в регионах.

 

Социальные эффекты креативных индустрий

КИ – наиболее интегрированный в социальные практики сектор, поскольку прямо или косвенно влияет на ценностную картину, задает стандарты жизни, определяет наполнение досуга. При этом само влияние имеет комплексный характер, множество векторов:

❖ повышение качества жизни людей через трансформацию окружающего пространства – создание новой инфраструктуры, развитие городских пространств, культурно-досуговых мероприятий, новых бизнес-форматов;❖ поддержка и раскрытие культурного кода на национальном уровне, и на уровне отдельных территорий – формирование территориальных брендов и связанной с ними линейки локаль ныхпродуктов;❖ создание социально-преобразующего контента – проектирование моделей поведения, интерпретация прошлого и настоящего, формирование картины будущего, влияние на эмоциональный фон общества;❖ воздействие на потребительские стратегии через дизайн продукции, рекламу, маркетинг – ориентация на конкретные бренды и смыслы❖ формирование образа страны на международном уровне – популяризация российского культурного кода через продвижение отечественных продуктов на глобальном рынке.